Оборот розничной торговли Смоленской области в 2020 году
В 2020 году в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции и действия соответствующих административных мер
в торговле сложились несколько отличные от прошлых лет тенденции. Если в первом квартале 2020 года оборот розничной
торговли складывался практически на уровне соответствующего периода 2019 года, то с введением ограничительных мероприятий, начиная с апреля 2020 года, торговля стала испытывать определенные трудности.
В результате оборот розничной торговли за 2020 год составил 168345,5 миллионов рублей, что в сопоставимых ценах
на 8,1 процента меньше, чем за 2019 год. Оборот розничной торговли на 96,1 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков и ярмарок.
По сравнению с 2019 годом оборот торгующих организаций сократился на 7,7 процента.
Объем продажи товаров на розничных рынках и ярмарках уменьшился по сравнению с 2019 годом на 17,0 процентов.
В 2020 году доля рынков и ярмарок в обороте розничной торговли по сравнению с 2019 годом сократилась на 0,4 процентного пункта.
Сетевые структуры в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличили оборот розничной торговли на 8,6 процента, их доля в обороте розничной торговли увеличилась на 5,1 процентного пункта и к концу 2020 года составила 33,2 процента.
Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за год продано на 87078,2 миллиона рублей, на 0,2 процента
меньше, чем за 2019 год, в обороте розничной торговли они занимают 51,7 процента всех проданных товаров.
Заметно сократился оборот розничной торговли непродовольственных товаров - по итогам года этот показатель ушел в минус на 15,2 процента, объем оборота составил 81267,3 миллиона рублей. При этом самое значительное падение было зафиксировано в апреле - на 28,6 процента. В дальнейшем ежемесячное сокращение оборота по сравнению с 2019 годом колебалось от 13 до 18 процентов. Это связано с тем, что в период самоизоляции магазины, торгующие непродовольственными товарами,
были закрыты. Даже после их открытия резко сократилось количество походов в магазины, значительная часть населения работала в удаленном формате, и это снизило потребность в ряде непродовольственных товаров. В большей степени это коснулось продаж мебели, одежды, обуви, спортивного оборудования и спортивных товаров, ювелирных изделий, велосипедов и мотоциклов, автомобилей, дизельного топлива, бензинов автомобильных.
В существующих условиях часть розничных покупок переместилась в онлайн-сегмент. Объемы интернет-торговли организаций региона в 2020 году по сравнению 2019 годом выросли в 4 раза.