Потребительский рынок Смоленской области в I квартале 2021 года

В 2021 году, несмотря на постепенное снятие ограничений по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, фактор пандемии продолжает оказывать влияние на потребительский рынок Смоленской области.

Падение реальных располагаемых денежных доходов населения (в 2020 году сократились на 3,2% по сравнению с 2019 годом) и растущая с начала года инфляция (потребительские цены на товары и услуги за январь-март 2021 года выше уровня января-марта 2020 года на 6,8%) не способствуют восстановлению потребительского спроса населения.

Оборот розничной торговли в области до сих пор не достиг докризисных значений. В I квартале 2021 года населению области продано потребительских товаров на 44,8 миллиарда рублей, на 2,4% меньше, чем в I квартале 2020 года. Оборот розничной торговли на 96,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков и ярмарок. По сравнению с I кварталом 2020 года оборот торгующих организаций сократился на 2,0%, объем продаж на рынках и ярмарках упал на 12,6%.

Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий продано на 22,8 миллиарда рублей, что практически соответствует уровню прошлого года (99,9%). Доля приобретения населением пищевых продуктов выросла с 49,1% в I квартале 2020 года
до 50,9% в I квартале 2021 года, непродовольственных товаров продано на 22,0 миллиарда рублей, на 4,7% меньше, в обороте розничной торговли составляют 49,1%.

По-прежнему не восстановился оборот общественного питания (включает в себя не только выручку кафе, баров, ресторанов и столовых, но и поставщиков продуктов). В I квартале 2021 года этот показатель сложился в размере 1554,0 миллионов рублей, что на 10,5% меньше, чем прошлом году. Это во многом связано с тем, что с декабря прошлого года приостановлена работа
ресторанов, кафе, баров и развлекательных заведений в ночное время. Обслуживание торжеств разрешается проводить в ограниченном пространстве.

Объем рынка платных услуг в регионе в I квартале 2021 года составил 9350,7 миллиона рублей, на 1,3% меньше, чем
в I квартале прошлого года. При этом, выручка гостиниц сократилась на 23,2%, учреждений физической культуры и спорта –
на 24,1%, услуги туроператоров – на 52,4%. В то же время на 11,6% вырос объем услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Услуг бытового характера населению оказано на 480,2 миллиона рублей, их объем по сравнению с I кварталом 2020 года сократился на 9,5%. Меньше, чем в I квартале 2020 года, оказано услуг по химической чистке и крашению (на 22,4%), изготовлению и ремонту мебели (на 15,6%), услуг бань и душевых (на 15,3%), услуг по ремонту и строительству жилья (на 10,4%), парикмахерских услуг (на 8,1%). Наблюдался рост услуг, предоставляемых предприятиями по прокату (на 9,2%).

«В целом, если в будущем будут продолжать постепенно сниматься ограничения, с апреля т. г. ожидаются положительные
показатели в сравнении с аналогичными прошлого года» - прогнозирует Минпромторг РФ.